Памятка для руководителей учреждений культурно-досугового типа, руководителей детских и подростковых клубных формирований и родителей по предупреждению суицидов, профилактике интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков.
Чтобы предотвратить возможную беду, мы должны знать, почему подростки подвержены рискам и угрозам жизни, какие факторы провоцируют эти угрозы, и что могут и должны сделать родители, педагоги, руководители клубных формирований для детей, чтобы не допустить рокового шага.
Особенности подросткового возраста и возможные риски:
1.Физиологические и психологические изменения
2.Формирование собственных взглядов - поиск своего «Я»
3.Критичное отношение к наставлениям взрослых
4.Изменения в отношениях со взрослыми и сверстниками
5.Активная жизнь перемещается из дома во внешний мир.
Что представляют собой риски и угрозы жизни подростка?
Рисками могут быть:
• жизненные обстоятельства или ситуации, воспринимаемые подростком как невыносимо трудные, непреодолимые;
• пользование подростком интернет-ресурсами, через которые на него может оказываться опасное и зачастую разрушающее психику воздействие.
Что может стать неблагоприятными жизненными обстоятельствами?
• переживание обиды, одиночества, собственной ненужности, отчужденности и непонимания; переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
• чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в т.ч. связанного с насилием в семье, т.к. зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом);
• боязнь позора, насмешек или унижения;
• страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка или правонарушения), страх последствий неуспешного выполнения какой-либо деятельности (например, неуспешной сдачи экзаменов);
• любовные неудачи, трудности в сексуальных отношениях, беременность;
• желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека.
Серьезная угроза жизни и благополучию подростка — опасные сайты в Интернете. В Интернете были организованы и развернули свою деятельность деструктивные группы и сообщества, вовлекающие детей и подростков в «роковые» и смертельно опасные игры. Это, так называемые «группы смерти», которые готовят детей к добровольному уходу из жизни.
Признаки участия ребенка в «опасных» группах:
• резкое изменение фона настроения и поведения, преобладание подавленного настроения; значительное время пребывания в Интернете (практически все свободное время), переживание тревоги, негативных эмоций при невозможности выхода в Интернет даже короткое время; общение в группе и просмотр видеосюжетов в ночное время, следствием чего являются трудности в пробуждении, ребенок выглядит не выспавшимся;
• сокрытие от взрослых своих страниц и действий в Интернете, нежелание ребенка обсуждать новости группы, свои действия в ней;
• ведение в сети одновременно нескольких страниц под разными именами, особенно от имени и девочки, и мальчика;
• выполнение различных заданий и их видеозапись, в том числе, связанных с агрессивными действиями по отношению к другим (к животным, к одноклассникам) или с самоповреждениями (например, порезы на руках или теле…);
• появление в речи и на страницах в сети рисунков, афоризмов, тегов, связанных с суицидальным поведением, например, «Раны на руках заглушают боль в душе», «Лети к солнцу», «Лифты несут людей в небеса» и др.
Признаки суицидальных намерений:
- высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть» , «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться», «Хорошо бы заснуть и не проснуться», «Мне нельзя помочь», «Скоро все закончится», в т.ч. шутки, иронические замечания о желании умереть, о бессмысленности жизни;
- фиксация на теме смерти в рисунках, стихах, литературе, живописи, музыке; частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида (например, в Интернете);
- активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ, подъем на крышу дома, перила моста);
-сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное); косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, употребление в переписке, разговорах суицидальных высказываний, символов;
- раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества («меня никто не понимает, и я никому не нужен»), сложность контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния);
- негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего, потеря перспективы будущего;
- постоянно пониженное настроение, тоскливость. Ребенок считает, что у него ничего не получится, он ни на что не способен. Ребенок подавлен, безразличен, иногда ощущает вину перед окружающими;
- необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых). Возможно злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами;
- стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;
- снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий;
- символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким; дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость; просит прощения у близких за все нанесенные ранее обиды)
- попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей
Что делать родителям, чтобы предотвратить беду?
1. Сохраняйте спокойствие
2. Оцените степень своего участия в жизни ребенка
3. Установите, восстановите или укрепите доверительный контакт со своим ребенком
4. Поддерживайте доверительные отношения с ребенком
5. Установите дома традицию ежедневного обсуждения проблем и трудностей
6. Контролируйте и регламентируйте пребывание ребенка в сети с помощью технических средств
7. Учите ребенка противостоять трудностям и справляться с ними
8. Если Вы столкнулись с угрозой или заподозрили угрозу жизни Вашего ребенка, помните, что поддержка близких, их внимание, разговор по душам способны удержать от рокового шага
9. Если Вы испытываете трудности, обратитесь за помощью к специалистам
Когда и куда обращаться в ситуации риска и угрозы жизни?
1.Профессиональную помощь в ситуации угроз жизни могут оказать психологи и медицинские работники (врачи психиатры и психотерапевты)
2.Некоторые симптомы, при которых надо обращаться к психологу:
- непонимание своего ребенка, напряженная атмосфера в семье
- конфликтность по отношению к другим (семейные конфликты, конфликты со сверстниками)
- агрессивность по отношению к окружающим;
- зависимости (компьютерная, пищевая);
- резкая негативная смена увлечений, окружения;
- смена настроения, переживания, печаль, обиды, подавленность и т.д.;
- негативные изменения в поведении (склонность к уходу из дома, хулиганство, воровство и т.д.);
- резкое снижение успеваемости в школе;
- изменения в самооценке; нарушения сна, повышенная утомляемость;
- неверие в свое будущее, негативная оценка настоящего и будущего и пр.
3.Некоторые симптомы, при которых надо обращаться к психиатру:
- длительное (более одного месяца) повышение или понижение настроения;
- суицидальные попытки;
- параноидальные идеи, бред, галлюцинации, различные фобии (страхи);
- длительная бессонница;
- зависимости (от алкоголя, наркотиков);
-сильная тревога и пр.
Куда обращаться в кризисных ситуациях?
Всероссийский Детский телефон доверия: 8-800-2000-122 (бесплатно, круглосуточно) Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей.