События

08.12.2020

Конкурс инициативных проектов. Инициативное бюджетирование Югры. 18+

В Югре объявлен первый конкурс инициативных проектов

1 декабря дан старт муниципального отбора инициативных проектов, которые в январе 2021 года смогут принять участие в региональном конкурсе.
По его итогам муниципальным образованиям будут предоставлены субсидии из окружного бюджета для софинансирования расходных обязательств на реализацию в 2021 году инициативных проектов. Сумма субсидии составит до 70 процентов от стоимости заявленного проекта, но не будет превышать 10 миллионов рублей.
Всего между проектами будет распределено 115 миллионов рублей.
«Инициативное бюджетирование уже сейчас мобилизует значительный гражданский потенциал», - сказала губернатор Югры Наталья Комарова в своём выступлении перед депутатами окружной думы 13 сентября 2020 года. - Считаю необходимым со следующего года увеличить объем средств, выделяемых на государственную поддержку инициативных проектов граждан. Эффект от создания новых дворов, скверов, парков, общественных и спортивных пространств, социальных инноваций – должен быть «доставлен» жителям каждого муниципалитета Югры».
Конкурс проходит в информационной системе инициативного бюджетирования на портале «Открытый регион – Югра».
При проведении конкурсного отбора будет учитываться мнение населения, которое югорчане смогут выразить в ходе онлайн-голосования на этой же электронной площадке. Голосование стартует в феврале 2021 года.
Напомним, что в настоящее время в Югре реализация проектов инициативного бюджетирования осуществляется во всех муниципалитетах. В каждом из них сформирована своя нормативно-правовая база по реализации практик инициативного бюджетирования.
По предварительным итогам 2020 года, реализуется более 200 проектов в трети населенных пунктов.
Общая сумма финансирования проектов инициативного бюджетирования в нынешнем году превысила 250 миллионов рублей, из которых свыше 60 миллионов – привлеченные средства югорчан.
«Один из важнейших инструментов влияния на работу местных властей и контроля за расходами бюджетных средств – активное участие граждан, возможность самим определять приоритетные региональные проекты, добиваться их реализации и следить за ходом запланированных работ. Но для вовлечения населения в бюджетный процесс необходимы специальные, хорошо продуманные методики. Одна из уже проверенных и удачно зарекомендовавших себя практик – инициативное бюджетирование», - отмечает руководитель центра инициативного бюджетирования научно-исследовательского финансового института министерства финансов РФ Владимир Вагин.

Департамент общественных и внешних связей Югры

Методические рекомендации
по подготовке к участию муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в региональном конкурсе инициативных проектов в 2021 году

I.    Общие положения

С 1 января 2021 года вступают в силу статьи 26.1 и 56.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), которые регламентируют правовые основы для развития практики реализации инициативных проектов (проектов инициативного бюджетирования) на муниципальном уровне.
Поправки регламентируют вопросы внесения и рассмотрения инициативных проектов, их одобрения или неодобрения, проведения конкурсного отбора и оценки целесообразности реализации инициативных проектов, включают требования к содержанию проектов и прозрачности
их реализации.
Инициативные проекты позволят обеспечить непосредственное участие граждан, достигших 16 лет, в решении местных вопросов путем определения приоритетных направлений расходования средств и контроля за реализацией инициативных проектов.
Особенность инициативных проектов в том, что они реализуются не только за счет финансовой поддержки из бюджетов регионального
и муниципального уровней, но и посредством внесения инициативных платежей, а также в форме добровольного имущественного и (или) трудового участия граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Под инициативными платежами Закон № 131-ФЗ предлагает понимать денежные средства граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, уплачиваемые на добровольной основе и зачисляемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в местный бюджет в целях реализации инициативного проекта.

II. Региональный конкурс инициативных проектов

В соответствии с частью 10 статьи 26.1 Закона № 131-ФЗ муниципальные образования могут получить финансовую поддержку
в отношении инициативных проектов за счет межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации.
Муниципальные образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – муниципальные образования, автономный округ)
с 1 января 2021 года могут получить указанную поддержку на реализацию инициативных проектов из бюджета автономного округа.
Поддержка предоставляется в форме субсидии в соответствии
с Порядком предоставления субсидии из бюджета автономного округа местным бюджетам на реализацию инициативных проектов, утвержденным постановлением Правительства автономного округа
от 5 октября 2018 года № 355-п «О государственной программе
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие гражданского общества» (в редакции от 23 октября 2020 года) (далее – Порядок).
В соответствии с Порядком субсидии будут предоставляться городским округам и муниципальным районам автономного округа, ставших победителями по результатам регионального конкурса инициативных проектов (далее – конкурс).
Положение о конкурсе утверждается приказом Департамента общественных и внешних связей автономного округа
(далее – Департамент).
Муниципальное образование имеет возможность претендовать
на получение субсидии в целях софинансирования расходных обязательств
для реализации инициативных проектов муниципального образования автономного округа и(или) его части.
Уровень софинансирования расходных обязательств муниципального образования на реализацию одного инициативного проекта и размер предоставляемой субсидии из бюджета автономного округа муниципальному образованию на реализацию инициативного проекта определяется отдельно по каждому инициативному проекту
в соответствии с Порядком.
В софинансирование расходных обязательств из местного бюджета
в соответствии с статьей 26.1 и 56.1 Закона № 131-ФЗ могут включаться добровольные инициативные платежи, имущественное и (или) трудовое участие заинтересованных лиц.
Субсидия предоставляется победителю конкурса при соблюдении следующих условий:
наличие муниципальной программы, содержащей мероприятия, направленные на реализацию инициативного проекта, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия;
наличие в бюджете муниципального образования (сводной бюджетной росписи бюджета муниципального образования) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из бюджета автономного округа субсидии;
заключение соглашения между Департаментом и муниципальным образованием о предоставлении из бюджета автономного округа субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
Порядок и Положение о конкурсе вступают в силу с 1 января
2021 года, при этом конкурс будет проведён до 28 февраля
2021 года.
Инициативные проекты, планируемые к выдвижению на конкурс, должны соответствовать требованиям и условиям, предусмотренным Законом № 131-ФЗ.
В целях своевременного формирования инициативных проектов
для внесения на конкурс муниципальным образованиям рекомендуется
с 1 декабря 2020 года провести следующие мероприятия:
а) обеспечить информирование жителей муниципального образования о возможности подачи инициативных проектов
на рассмотрение в местную администрацию. При этом с внесением инициативного проекта вправе выступить инициативная группа численностью не менее десяти граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста и проживающих на территории соответствующего муниципального образования, органы территориального общественного самоуправления, староста сельского населенного пункта (далее - инициаторы проекта). В случае внесения инициативного проекта инициативной группой с численностью менее десяти граждан, уменьшение данной численности необходимо предусмотреть в нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования;
б) организовать информирование инициаторов проекта
о необходимости проведения схода, собрания или конференции граждан
и о формировании соответствующего протокола, результатов опроса граждан и (или) подписных листов, подтверждающих поддержку инициативного проекта жителями муниципального образования или его части, перед внесением такого инициативного проекта на рассмотрение
в местную администрацию;
в) обеспечить публикацию информации о внесенном
на рассмотрение в местную администрацию инициативном проекте
на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение трех рабочих дней со дня внесения инициативного проекта на рассмотрение в местную администрацию;
г) обеспечить создание в информационной системе личных кабинетов представителей органов местного самоуправления муниципального образования автономного округа для выдвижения инициативных проектов на конкурс;
д) рассмотреть возможность приема вносимых инициативных проектов в местную администрацию, а также рассмотрения и проведения их конкурсного отбора муниципального образования посредством функционала информационной системы;
е) обеспечить при проведении муниципального отбора формирование сведений об инициативных проектах в информационной системе, в том числе информирование жителей муниципального образования о возможности выдвижения, внесения, обсуждения инициативных проектов в информационной системе.
В целях упрощения процесса формирования заявки на конкурс муниципальным образованиям рекомендуется в информационной системе указывать следующую информацию об инициативном проекте с приложением документов (при наличии):
№ п/п    Общая характеристика проекта
1.    Наименование инициативного проекта
2.    Описание инициативного проекта
    адрес и описание места расположения реализации инициативного проекта
    цель и задачи инициативного проекта
    описание вопроса (проблемы), решение которого имеет приоритетное значение для жителей муниципального образования и (или) его части
    мероприятия по реализации инициативного проекта
    описание ожидаемого результата (ожидаемых результатов) реализации инициативного проекта
    планируемые сроки реализации инициативного проекта
    количество благополучателей от реализации проекта, человек
    расчет необходимых расходов на реализацию инициативного проекта, тыс. рублей
3.    Финансирование инициативного проекта
    Вклад в реализацию инициативного проекта со стороны граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
    нефинансовый вклад:
    количество граждан, готовых оказать содействие, человек
    трудозатраты, тыс. рублей
    участие на безвозмездной основе в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг
    другое
    финансовый вклад:
    объем привлеченных средств, тыс. рублей
    доля объема привлеченных средств в общем объеме расходов на реализацию проекта, %
    подтверждающие документы (гарантийные письма).
    Бюджет муниципального образования
    объем средств, тыс. рублей
    доля объема средств муниципального образования в общем объеме расходов на реализацию проекта, %
4.    Наличие технической документации/локального сметного расчета
    описание существующей технической документации/сметы инициативного проекта
5.    Сведения   об   оригинальности/необычности инициативного проекта (использование инновационных подходов и технологий в проекте)
6.    Сведения об использовании средств массовой информации и других средств информирования населения при обсуждении инициативного проекта
    использование специальных информационных досок/стендов;
    наличие публикаций в газетах
    информация по телевидению
    информация в Интернете, социальных сетях
7.    Ожидаемые результаты инициативного проекта
    Социальная эффективность
    число благополучателей, человек
    число лиц, вовлеченных в реализацию проекта, человек
    количество мероприятий, которые можно провести при создании объекта в ходе реализации проекта
    Экономическая эффективность
    эксплуатационные расходы (в год) на содержание инициативного проекта, тыс.рублей
    доходы муниципального бюджета (в год) от эксплуатации инициативного проекта, тыс. рублей
    рост посещаемости инициативного проекта, человек в год
    повышение туристической привлекательности населенного пункта, роста количества туристов, человек
    количество созданных рабочих мест, человек
    создание новых бизнесов, единиц
8.    Наличие механизмов эффективной эксплуатации и содержания инициативного проекта
    хозяйствующий субъект, который будет отвечать за эксплуатацию и содержание созданного инициативного проекта
    указание соответствующих для этого ресурсов, тыс. рублей  
9.    Сведения об инициативной группе
    контакты инициативной группы (ФИО, тел., адрес электронной почты)
    состав инициативной группы, человек
10.    Сведения о представителе от муниципального образования
    ФИО, должность, телефон, адрес электронной почты
    Дополнительная информация, комментарии

    Порядок выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов, а также проведения их конкурсного отбора устанавливается муниципальным образованием самостоятельно
в соответствии с Законом № 131-ФЗ.

Возврат к списку

Баннеры